Как мы делали «Систему Станиславского для оратора»

Через сомнения к истине :)

Валентин Васильевич Тепляков (профессор, в течение 20-ти лет — декан актёрского факультета ГИТИСа) рассказывал мне о Системе постепенно, в течение трёх лет. Впитывал я её очень сложно. С годами отпечатались фразы, которые Валентин Васильевич повторял чаще других: «А зачем ты это говоришь?», «Интересна только борьба!», «Всё должно быть предельно конкретно, ничего нельзя говорить "вообще"».

Наконец мне показалось, что я понял. Захотелось поделиться пониманием со всеми, кому это может быть полезно. Поделился идеей с Тепляковым, а он и говорит: «Дорогой мой, всё это — идеи Станиславского!». Тогда и пришла мысль «примитивизировать» Систему.

Оказалось, что понятного материала о Системе у нас почти нет. Есть книги самого Константина Сергеевича, но, мне кажется, их не понять, если не занимаешься с педагогом. Более понятно у Топоркова, ученика Станиславского (и учителя Олега Табакова). Еще есть огромное количество интервью — с закатыванием глаз, со словами «нет никакой Системы», или «Система устарела», или «Система — это сама жизнь». Во всём есть своя правда, но что с ней делать на практике? Я сел и написал свой сценарий.

Поначалу Тепляков был против: «Ты слишком упростил», «Это лишь малая часть». Но потом дал добро, ведь речь шла о базовых принципах, об основе.

Началась сложная, но приятная работа. Приятная — потому что не было ни сроков, ни ограничений. Ролик делали полгода. Самым сложным было сокращать, упрощать, убирать лишнее.

Первая раскадровка (сколько всего мы из неё убрали!) 

6466.jpg 6467.jpg 6468.jpg


Упрощали визуальный ряд. Упрощали персонажей («чем проще выглядит персонаж, тем проще зрителю отождествить его с собой» — написано в американском учебнике по комиксам).

Поиск дизайна

6471.jpg 6472.jpg 6475.jpg 6477.jpg
6480.jpg 6481.jpg 6482.jpg 6483.jpg


Версия персонажей

6484.jpg 6485.jpg 6486.jpg 6487.jpg
6488.jpg 6489.jpg 6490.jpg 6491.jpg
6492.jpg 6493.jpg 6494.jpg 6495.jpg
6496.jpg      


Сценарий стал иллюстрацией того, чему я учу на мастер-классах: завязка, трёхчастная композиция, закольцовка, локальные проблемы перед каждой частью, конкретика.

Анимацией заведовал наш Стас Одинцов, музыку написал прекрасный композитор Эдуард Глейзер (его нашли тоже не сразу), продюсер Гена Кондратьев, очень помог Саша Постников, ну и, конечно, главная благодарность Валентину Васильевичу Теплякову.

Итоги месяца после публикации:  около 25 тысяч просмотров в Youtube, более 200 тысяч — в Facebok'е (говорят, фб-аудитория любит всё обучающее — оказалось, правда). Вконтакте добавил еще тысяч 15. Честно говоря, я рассчитывал на миллион :) Но всё впереди.

Итог:


Отдельное спасибо за критику. Её было не много, но критикам хочется ответить.

Диалог с Критиком: 

— Это всё вообще не имеет отношения к Системе Станиславского!

— Да как же? Имеет. Система состоит из трех частей — правда, потом образ, потом техника. Система менялась всю жизнь Сталиславского, и ближе к концу его жизни выглядела иначе. Но про правду мы довольно хорошо рассказали. 

— Это очень сильное упрощение. 

— Да, конечно. Но, мне кажется, в этом и плюс. Все мы видели огромное количество актёров, играющих скучно, или переигрывающих — может, хоть так поймут? :) 

— Вы создаёте ложное впечатление о простоте Системы.

— Всё гениальное просто! К тому же, в мульте есть оговорка, что Система очень сложна. 

— Ролик ничему не научит.

— Научиться вообще можно только самому. Ролик задаёт верные установки: о чём думать при подготовке и во время выступления. Не о том, что «движение привлекает внимание» и не о том, что «важнее всего осанка», а о главном. И только потом об остальном.

Спасибо критикам, которые убедили меня, что мы всё сделали правильно.

Другие
посты