Приготовьте аргументы: что нужно сделать, чтобы зритель вам поверил

В этой части мы хотим поговорить об аргументации. Мы стараемся, чтобы в наших роликах речь спикера была не только максимально конкретной (без «воды» и общих слов), но и, по возможности, без субъективных оценок. В идеале зритель должен сам делать выводы — что хорошо, а что плохо, что работает, а что нет, что эффективно, а что не очень. Но для этого зрителю нужны аргументы.

К сожалению, авторы обучающих материалов не всегда серьезно относятся к аргументации, а иногда и вовсе обходятся без нее — делают заявление, но не утруждают себя доказательствами. Если аргументы в материале все-таки есть, то часто не слишком весомые. Это могут быть, например, отсылки к экспертизе автора: «Мой опыт доказывает, что это работает». Если автор — признанный эксперт в данной теме, то подобные высказывания звучат солидно, но, как показывают исследования, надежность таких аргументов вызывает сомнения. В качестве доказательств могут также выступать истории, примеры, кейсы. Они показывают (при условии, что событие описано верно), что нечто сработало один раз, — однако, из этого нельзя сделать вывод, что оно сработает снова, тем более в других условиях. Логические допущения в стиле «"после" — значит "вследствие"» — «мы покрасили стены в зеленый цвет, и эффективность выросла», — также не назовешь надежными, поскольку они упускают из вида массу факторов, например смену руководителя, произошедшую в этот же период.

То же можно сказать и о метафорах вроде «это работает, потому что это похоже на то, что действительно работает». Аналогия в таких случаях может быть весьма условной: пирамида, и вправду, устойчивая фигура, но это не делает устойчивой концепцию, представленную в виде пирамиды. Более того, метафоры в принципе не являются доказательством — они лишь плод фантазии. И все же это не мешает им быть убедительными. Большое количество манипуляций, которые могут быть убедительными, описал Роберт Чалдини в книге «Психология убеждения».
 
Полная версия статьи на Harvard Business Review>>

Другие
посты

Array ( [ID] => 2158 [TIMESTAMP_X] => 30.07.2020 13:03:46 [TIMESTAMP_X_UNIX] => 1596103426 [MODIFIED_BY] => 3 [DATE_CREATE] => 30.07.2020 12:54:12 [DATE_CREATE_UNIX] => 1596102852 [CREATED_BY] => 3 [IBLOCK_ID] => 7 [IBLOCK_SECTION_ID] => [ACTIVE] => Y [ACTIVE_FROM] => 30.07.2020 13:02:00 [ACTIVE_TO] => [DATE_ACTIVE_FROM] => 30.07.2020 13:02:00 [DATE_ACTIVE_TO] => [SORT] => 500 [NAME] => Приготовьте аргументы: что нужно сделать, чтобы зритель вам поверил [PREVIEW_PICTURE] => 7356 [PREVIEW_TEXT] => Публикация продолжает цикл о правилах создания обучающих видео. Материалы написаны совместно с Натальей Журавлевой (Сбербанк) по результатам создания образовательного видеосериала «HR4HR». [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [DETAIL_PICTURE] => [DETAIL_TEXT] => В этой части мы хотим поговорить об аргументации. Мы стараемся, чтобы в наших роликах речь спикера была не только максимально конкретной (без «воды» и общих слов), но и, по возможности, без субъективных оценок. В идеале зритель должен сам делать выводы — что хорошо, а что плохо, что работает, а что нет, что эффективно, а что не очень. Но для этого зрителю нужны аргументы.

К сожалению, авторы обучающих материалов не всегда серьезно относятся к аргументации, а иногда и вовсе обходятся без нее — делают заявление, но не утруждают себя доказательствами. Если аргументы в материале все-таки есть, то часто не слишком весомые. Это могут быть, например, отсылки к экспертизе автора: «Мой опыт доказывает, что это работает». Если автор — признанный эксперт в данной теме, то подобные высказывания звучат солидно, но, как показывают исследования, надежность таких аргументов вызывает сомнения. В качестве доказательств могут также выступать истории, примеры, кейсы. Они показывают (при условии, что событие описано верно), что нечто сработало один раз, — однако, из этого нельзя сделать вывод, что оно сработает снова, тем более в других условиях. Логические допущения в стиле «"после" — значит "вследствие"» — «мы покрасили стены в зеленый цвет, и эффективность выросла», — также не назовешь надежными, поскольку они упускают из вида массу факторов, например смену руководителя, произошедшую в этот же период.

То же можно сказать и о метафорах вроде «это работает, потому что это похоже на то, что действительно работает». Аналогия в таких случаях может быть весьма условной: пирамида, и вправду, устойчивая фигура, но это не делает устойчивой концепцию, представленную в виде пирамиды. Более того, метафоры в принципе не являются доказательством — они лишь плод фантазии. И все же это не мешает им быть убедительными. Большое количество манипуляций, которые могут быть убедительными, описал Роберт Чалдини в книге «Психология убеждения».
 
Полная версия статьи на Harvard Business Review>> [DETAIL_TEXT_TYPE] => html [SEARCHABLE_CONTENT] => ПРИГОТОВЬТЕ АРГУМЕНТЫ: ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ЗРИТЕЛЬ ВАМ ПОВЕРИЛ ПУБЛИКАЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТ ЦИКЛ О ПРАВИЛАХ СОЗДАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ВИДЕО. МАТЕРИАЛЫ НАПИСАНЫ СОВМЕСТНО С НАТАЛЬЕЙ ЖУРАВЛЕВОЙ (СБЕРБАНК) ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДЕОСЕРИАЛА «HR4HR». В ЭТОЙ ЧАСТИ МЫ ХОТИМ ПОГОВОРИТЬ ОБ АРГУМЕНТАЦИИ. МЫ СТАРАЕМСЯ, ЧТОБЫ В НАШИХ РОЛИКАХ РЕЧЬ СПИКЕРА БЫЛА НЕ ТОЛЬКО МАКСИМАЛЬНО КОНКРЕТНОЙ (БЕЗ «ВОДЫ» И ОБЩИХ СЛОВ), НО И, ПО ВОЗМОЖНОСТИ, БЕЗ СУБЪЕКТИВНЫХ ОЦЕНОК. В ИДЕАЛЕ ЗРИТЕЛЬ ДОЛЖЕН САМ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ — ЧТО ХОРОШО, А ЧТО ПЛОХО, ЧТО РАБОТАЕТ, А ЧТО НЕТ, ЧТО ЭФФЕКТИВНО, А ЧТО НЕ ОЧЕНЬ. НО ДЛЯ ЭТОГО ЗРИТЕЛЮ НУЖНЫ АРГУМЕНТЫ. К СОЖАЛЕНИЮ, АВТОРЫ ОБУЧАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ НЕ ВСЕГДА СЕРЬЕЗНО ОТНОСЯТСЯ К АРГУМЕНТАЦИИ, А ИНОГДА И ВОВСЕ ОБХОДЯТСЯ БЕЗ НЕЕ — ДЕЛАЮТ ЗАЯВЛЕНИЕ, НО НЕ УТРУЖДАЮТ СЕБЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВАМИ. ЕСЛИ АРГУМЕНТЫ В МАТЕРИАЛЕ ВСЕ-ТАКИ ЕСТЬ, ТО ЧАСТО НЕ СЛИШКОМ ВЕСОМЫЕ. ЭТО МОГУТ БЫТЬ, НАПРИМЕР, ОТСЫЛКИ К ЭКСПЕРТИЗЕ АВТОРА: «МОЙ ОПЫТ ДОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЭТО РАБОТАЕТ». ЕСЛИ АВТОР — ПРИЗНАННЫЙ ЭКСПЕРТ В ДАННОЙ ТЕМЕ, ТО ПОДОБНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЗВУЧАТ СОЛИДНО, НО, КАК ПОКАЗЫВАЮТ ИССЛЕДОВАНИЯ [ HTTPS://WWW.SCIENCEDIRECT.COM/SCIENCE/ARTICLE/ABS/PII/S0749597819301633 ] , НАДЕЖНОСТЬ ТАКИХ АРГУМЕНТОВ ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЯ. В КАЧЕСТВЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ МОГУТ ТАКЖЕ ВЫСТУПАТЬ ИСТОРИИ, ПРИМЕРЫ, КЕЙСЫ. ОНИ ПОКАЗЫВАЮТ (ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО СОБЫТИЕ ОПИСАНО ВЕРНО), ЧТО НЕЧТО СРАБОТАЛО ОДИН РАЗ, — ОДНАКО, ИЗ ЭТОГО НЕЛЬЗЯ СДЕЛАТЬ ВЫВОД, ЧТО ОНО СРАБОТАЕТ СНОВА, ТЕМ БОЛЕЕ В ДРУГИХ УСЛОВИЯХ. ЛОГИЧЕСКИЕ ДОПУЩЕНИЯ В СТИЛЕ «"ПОСЛЕ" — ЗНАЧИТ "ВСЛЕДСТВИЕ"» — «МЫ ПОКРАСИЛИ СТЕНЫ В ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ, И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЫРОСЛА», — ТАКЖЕ НЕ НАЗОВЕШЬ НАДЕЖНЫМИ, ПОСКОЛЬКУ ОНИ УПУСКАЮТ ИЗ ВИДА МАССУ ФАКТОРОВ, НАПРИМЕР СМЕНУ РУКОВОДИТЕЛЯ, ПРОИЗОШЕДШУЮ В ЭТОТ ЖЕ ПЕРИОД. ТО ЖЕ МОЖНО СКАЗАТЬ И О МЕТАФОРАХ ВРОДЕ «ЭТО РАБОТАЕТ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ НА ТО, ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РАБОТАЕТ». АНАЛОГИЯ В ТАКИХ СЛУЧАЯХ МОЖЕТ БЫТЬ ВЕСЬМА УСЛОВНОЙ: ПИРАМИДА, И ВПРАВДУ, УСТОЙЧИВАЯ ФИГУРА, НО ЭТО НЕ ДЕЛАЕТ УСТОЙЧИВОЙ КОНЦЕПЦИЮ, ПРЕДСТАВЛЕННУЮ В ВИДЕ ПИРАМИДЫ. БОЛЕЕ ТОГО, МЕТАФОРЫ В ПРИНЦИПЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ — ОНИ ЛИШЬ ПЛОД ФАНТАЗИИ. И ВСЕ ЖЕ ЭТО НЕ МЕШАЕТ ИМ БЫТЬ УБЕДИТЕЛЬНЫМИ. БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО МАНИПУЛЯЦИЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ УБЕДИТЕЛЬНЫМИ, ОПИСАЛ РОБЕРТ ЧАЛДИНИ В КНИГЕ «ПСИХОЛОГИЯ УБЕЖДЕНИЯ».   ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ НА HARVARD BUSINESS REVIEW>> [ HTTPS://HBR-RUSSIA.RU/MANAGEMENT/KORPORATIVNYY-OPYT/835430 ] [WF_STATUS_ID] => 1 [WF_PARENT_ELEMENT_ID] => [WF_LAST_HISTORY_ID] => [WF_NEW] => [LOCK_STATUS] => green [WF_LOCKED_BY] => [WF_DATE_LOCK] => [WF_COMMENTS] => [IN_SECTIONS] => N [SHOW_COUNTER] => 3913 [SHOW_COUNTER_START] => 30.07.2020 13:03:17 [SHOW_COUNTER_START_X] => 2020-07-30 13:03:17 [CODE] => prigotovte-argumenty [TAGS] => [XML_ID] => 2158 [EXTERNAL_ID] => 2158 [TMP_ID] => 0 [USER_NAME] => (editor) Татьяна Алдошина [LOCKED_USER_NAME] => [CREATED_USER_NAME] => (editor) Татьяна Алдошина [LANG_DIR] => / [LID] => s1 [IBLOCK_TYPE_ID] => periodics [IBLOCK_CODE] => blog [IBLOCK_NAME] => Блог [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/blog/#ELEMENT_CODE#_#ELEMENT_ID#/ [LIST_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/blog/ [CANONICAL_PAGE_URL] => [CREATED_DATE] => 2020.07.30 [BP_PUBLISHED] => Y )