Самоирония: правила безопасности

В декабре 2017 года Дэвид Дэвис, министр по выходу Великобритании из ЕС, пошутил: «Мне не обязательно быть очень умным на этой должности и не обязательно знать слишком много». На следующий день в газете Independent вышла разгромная статья, в которой говорилось: единственным, кто смеялся над этой шуткой, был сам Дэвис. Автор статьи припомнил министру все его прежние ляпы в презентациях, чтобы показать, какие люди отвечают за «Брексит».

Специалист в области делового консалтинга Карстон Бредемайер в книге «Черная риторика: Власть и магия слова» утверждает: «Самоирония — минное поле для того, кто ее использует». Люди, чувствуя опасность, избегают этого приема — и многое теряют. Самоирония может существенно улучшить имидж выступающего — сделать его «более человечным». Спикер, умело и к месту использующий самоиронию, становится в глазах аудитории более обаятельным и привлекательным, в том числе сексуально. Самоироничные топ-менеджеры кажутся слушателям эффективными и грамотными профессионалами, способными привести компанию к процветанию. К такому выводу приходят авторы многих исследований, в том числе Виктория Беллоу из греческого университета Фессалии, Ян Ли из бизнес-школы ESSEC, Кристофер Петерсон из Университета Мичигана, Хок-Хай Тео из Национального университета Сингапура и другие.

Вспомните, как с помощью самоиронии удалось решить проблему с нераскрывшимся кольцом на Олимпиаде в Сочи. Продюсер церемонии Константин Эрнст пришел на пресс-конференцию в футболке, на которой одно из пяти колец было заменено снежинкой. Пресса была в восторге. Вот что писала газета Huffington Post: «За несколько часов до церемонии закрытия Константин Эрнст показал журналистам, что у него отличное чувство юмора».

И все же те, кто опасается самоиронии, по-своему правы: этот прием требует взвешенного подхода. Чтобы шутить над собой эффективно и безопасно, необходимо следовать четырем основным правилам, которые перечислены в этой статье. Сверившись с ними при подготовке к выступлению, вы сможете принять взвешенное решение: прибегать к самоиронии или нет.

Правило 1. Убедитесь, что шутите именно над собой

У хорошей шутки всегда есть жертва, иначе не смешно. Когда речь идет о самоиронии, жертва — это вы. В этом смысле самоирония — самый безопасный вид юмора: лучше неудачно пошутить над собой, чем обидеть других.

Готовясь к презентации, необходимо удостовериться, что ирония действительно «само-». Ведь нередко, говоря о себе, люди на самом деле высмеивают других. Над кем шутил Дэвид Дэвис, чьи слова приведены в начале статьи? На первый взгляд — над собой, но в действительности — над «Брекситом»: тем, кто его проводит, не надо быть слишком умными. Из уст министра по «Брекситу» это звучит оскорбительно как для сторонников, так и для противников выхода Великобритании из Европейского союза.

Другой пример. Одной из причин поражения Митта Ромни на недавних президентских выборах в США эксперты считают его неудачные шутки, в том числе «над собой». На встрече с безработными во Флориде, например, он тоже назвал себя безработным. В ответ никто не ­рассмеялся: человек, состояние которого оценивается в $200 млн, не может приравнивать себя к людям, лишившимся заработка, не рискуя при этом их обидеть.

Если ирония на самом деле направлена на себя, она дает желаемый результат. Об этом прекрасно знают стендап-комики: они обращают даже собственные физические недостатки в объект шуток, и аудитория приходит в восторг. В России одним из первых этот прием использовал Сергей «Сергеич» Кутергин — участник шоу «Comedy Баттл», а впоследствии резидент российского Comedy Club, живущий с диагнозом ДЦП. Его коронная шутка — «Те, кто смотрит меня по интернету, вначале думают, что у них интернет тормозит». Другой участник, Денис Романцов (он немного заикается), покорил зал, сказав: «Внутри каждого заикающегося человека живет диджей». И хотя Денис, казалось бы, шутил над «каждым заикающимся», было очевидно, что это шутка над собой, — и аудитория приняла ее на ура.

Запомните: самоирония должна быть направлена на себя.

Правило 2. Удостоверьтесь, что шутка ­отражает действительность

Люди боятся шутить над собой, поскольку опасаются: слушатели не уловят иронии. Значит ли это, что лучше высмеивать те свои черты и особенности, с которыми однозначно все в порядке? Вовсе нет. Чтобы быть смешной, ирония должна хотя бы частично — и очевидно — отражать действительность. В противном случае шутку примут за правду («надо же, мы и не знали!») или за кокетство.

Людям с идеальной фигурой не стоит шутить над своим телосложением — это будет заигрыванием с аудиторией, а не иронией. Однако тех, у кого проблемы, скажем, с лишним весом, такие шутки, напротив, могут сделать привлекательнее. Так случилось, например, с актером и пародистом Александром Морозовым, который принял участие в телевизионном шоу «Вышка» — любительском соревновании по прыжкам в воду. Тем, кто видел Александра впервые, казалось, что из-за своей полноты он вот-вот вылетит из игры. Но он мастерски шутил над собой (оцените его высказывание: ­

«…идеальная форма шара, которую я имею, помогает мне правильно входить в воду в любом положении») и за счет этого завоевал любовь зрителей. В итоге, пройдя все шесть туров, Александр дошел до финала.

Шутить над своей внешностью, как правило, вполне безопасно. Вспомните, например, как Ксения Собчак в 2012 году пришла на церемонию вручения премии «Серебряная калоша» в костюме лошадки.

Впрочем, придерживаясь правды, важно не перегнуть палку — иначе эффект окажется противоположным ожидаемому. Пару лет назад я был свидетелем питча на небольшом стартап-шоу. Начав выступление, двое молодых ребят заявили, что сами плохо понимают, что делают и кому это может быть нужно. Шутка утонула в гробовом молчании экспертов: доля правды в ней очевидно превысила допустимые пределы.

Запомните: самоирония должна быть в меру правдивой.

Правило 3. Старайтесь не шутить о том, что важно слушателям

Молодые предприниматели, о которых я только что рассказал, допустили еще одну, куда более существенную ошибку. Их шутка касалась самой сути выступления: они смеялись над тем, ради чего вышли на сцену. В результате самоирония не только не «очеловечила» спикеров, но и показала слушателям, что их не уважают.

Шутки, связанные с темой презентации, довольно рискованные. И все же не стоит от них отказываться: у этих шуток есть «противоядие». Чтобы самоирония не задела слушателей и не подорвала авторитет докладчика, сделав ироничное замечание, следует тут же перейти к серьезным аргументам. Так можно добиться цели — например, преодолеть недоверие аудитории. Однажды я выступал перед менеджерами крупного металлургического завода, которые знали меня только как ведущего прогнозов погоды. Я начал так: «На вашем месте я бы сильно сомневался, что опыт телеведущего, к тому же прогноза погоды, может быть вам полезен». В зале раздался смех: я точно уловил мысли слушателей. «Однако, — продолжил я, — помимо этого, я окончил две бизнес-школы, учился актерскому мастерству и драматургии и возглавляю компанию. Такой сплав, на мой взгляд, позволяет мне делиться своим опытом с вами». Доверие было завоевано.

Запомните: самоирония не должна обесценивать саму суть выступления.

Правило 4. Определите свой статус в аудитории

Восприятие самоиронии зависит от отношения публики к спикеру — точнее, от статуса выступающего. Представьте себе, что над своим новым проектом иронизирует, скажем, Илон Маск или Джефф Безос. Вряд ли их шутки отвратят инвесторов — скорее, наоборот.

Объяснить этот эффект помогает эксперимент профессора Стэнфордского университета Эллиота Аронсона. Он предлагал группе студентов прослушать аудиозапись, на которой некие люди (актеры) отвечали на вопросы интеллектуальной игры. Одни «игроки» давали правильные ответы в 92% случаев и выглядели «экспертами». Другие, «профаны», отвечали верно только на 30% вопросов. В финале половина «экспертов» и половина «профанов» опрокидывали на себя кофе. До слушателей доносились ругательства, звон падающего подноса — так моделировалась ситуация слабости: люди казались уязвимыми.

В итоге выяснилось: если кофе проливал «профан», отношение к нему заметно ухудшалось — мало того что ответов на элементарные вопросы не знает, так еще и кофе не может нормально налить. Но когда напиток опрокидывал «эксперт», отношение к нему, напротив, улучшалось. Это доказало: ситуация слабости усиливает симпатию к сильным и антипатию к слабым.

Аналогия с самоиронией очевидна: человек, который шутит над собой, становится уязвимым. Поэтому неудивительно, что исследование самоиронии дало схожие результаты. В статье, опубликованной в 2008 году в журнале «Эволюционная психология», Джил Грингросс и Джеффри Миллер из Университета Нью-Мексико утверждают: «Людей с высоким статусом самоирония делает более обаятельными и располагающими к себе, а с низким статусом — слабыми». Авторы отмечают также, что, несмотря на все усилия по установлению равноправия, в устах женщин самоирония часто воспринимается как признак слабости.

Любопытно однако, что статус спикера оказывается более сильной характеристикой, чем пол. Маргарет Тэтчер сорвала аплодисменты и вызвала взрыв смеха, когда на митинге консервативной партии в 2001-м пошутила: «Когда я ехала сюда, то проезжала местный кинотеатр и, увидев афишу “Мумия возвращается”, поняла, что вы меня ждете». (В то время Тэтчер уже покинула пост премьер-министра.)

Статус — характеристика непостоянная: многое зависит от ситуации. В одной аудитории вы будете наделены авторитетом, в другой — нет; в одной — будете выступать перед «профанами», в другой — перед «экспертами». Знаменитый консультант может пошутить над собой в разговоре с клиентами — а смеющийся над собой управляющий отелем может быть неправильно понят гостями. Решая, прибегать к самоиронии или нет, следует оценить соотношение статусов: например, общаясь с подчиненными, руководитель вправе иронизировать над собой, а разговаривая с акционерами и инвесторами — нет. Лучше не шутить и с регулирующими органами — многие знают: выйдет себе дороже.

Герман Греф на форуме «Синергия» в 2017 году начал выступление с самоиронии: «Чтобы …было не очень скучно, чтобы вы не заснули… я покажу вам несколько роликов». Зал хорошо принял эту шутку. Но тот же Греф никогда не позволяет себе иронизировать над собой перед акционерами.

Запомните: самоирония хороша, когда спикер по статусу выше аудитории.

Тот, кто не боится смеяться над собой, располагает к доверию и кажется «более человечным». Этим пользуются многие выдающие руководители: не зря Марвин Бауэр, управляющий директор McKinsey c 1950-го по ­1967-й, говорил: «Относитесь серьезно к своему делу, а не к себе». Между тем, самоирония — инструмент непростой. Чтобы понять, как и когда его использовать, нужно следовать четырем правилам — они помогут выбрать правильный момент для шутки, наладить контакт с аудиторией, добиться ее доверия и показать свою силу.

САМОИРОНИЯ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

Неумение шутить над собой и воспринимать чужую самоиронию напрямую связано с гелотофобией — расстройством психики, при котором человек боится быть осмеянным. Чем сильнее этот недуг распространен в обществе, тем реже люди иронизируют над собой.

В 2009 году группа ученых под руководством Рене Пройера из Университета Цюриха опубликовала результаты масштабного исследования гелотофобии. Изучив 73 страны, они расположили их на диаграмме, где по оси абсцисс — страх быть осмеянным (в баллах от -3 до +3), по оси ординат — мнительность, то есть ощущение, что смеются именно над тобой (в баллах от -3 до +3).

Быть осмеянными меньше всего боятся жители Англии, Норвегии, Австралии, Гонконга, США. Россия, что интересно, тоже находится в левой половине диаграммы — гелотофобия нам свойственна в небольшой степени. А вот в странах арабского Ближнего Востока, мусульманской Африки и в некоторых государствах Европы страх быть осмеянными весьма велик. На графике странно смотрятся Камбоджа и Туркменистан — о причинах минимальной оценки гелотофобии там в исследовании, к сожалению, не говорится.

По данным другого исследования, проведенного группой психологов под руководством Сергея Ениколопова, в России наблюдается зависимость между размером города и уровнем гелотофобии: чем меньше населенный пункт — тем сильнее страх быть осмеянным. Похожая связь отмечается и в США.



Статья на HBR

Другие
посты