Визуальные аллегории

Эффективный прием коммуникации. Как сделать хорошо?

— Великаны — они как лук.
— Воняют?
— Да… то есть нет!
— Режут глаза?
— Нет.
— Если оставить их на солнце, они прорастут маленькими белыми усиками?
— Да нет же!!! Слои! Лук имеет слои. Великаны имеют слои. Мы оба имеем слои.
— А-а, слои! Понятно. Но… знаешь, не все любят лук. Тортики! Все их любят, и у них тоже есть слои!!

(Диалог Шрека и Ослика).



Визуальные аллегории — это короткие «объяснялки». В виде наглядных примеров представляются и объясняются абстрактные, сложные для понимания вещи.

Скажем, иерархичный, вертикально-администрируемый бизнес — это симфонический оркестр. У всех ноты, любая ошибка карается дирижерской палочкой по лбу. (А более ни для чего, кроме дисциплины, дирижер и не нужен). «Диктатура таланта». Система не меняется веками и тем не менее вполне эффективна для своих задач.

А креативный, инновационный бизнес? Это — джазовый оркестр. Группа профессионалов понимают друг друга с полуслова, каждый вроде бы играет чего хочет, импровизирует, но в результате получается клево.

Вот так, визуализациями, мы делаем абстрактное понятие наглядным, понятным, привлекающим внимание и запоминающимся. Из них получаются отличные и интересные иллюстрации для докладов (сравните с текстовыми слайдами для массового чтения).

Проблема в том, что далеко не все визуальные аллегории — хорошие.

А какая хорошая?

  1. Она должна передавать суть сообщения. Что именно вы хотите сообщить? Что объяснить? В отличие от приведенных выше, простая аллегория «бизнес — как оркестр» — плохая, так как не понятна суть. А как это, «как оркестр»?
  2. Как следствие, она должна содержать конкретику. В нашем примере есть конкретика про оркестры, и через нее понятна суть про бизнесы. Чем больше деталей, раскрывающих суть, тем лучше, тем точнее и полнее аллегория.
  3. Она не должна вызывать лишних ассоциаций. В противном случае возможны сюрпризы (чаще неприятные). Лишние ассоциации возникают, если аллегория натянутая, неточная, или не логичная. Надо поискать еще, получше.
  4. Она учитывает культурный и интеллектуальный уровень слушателей. Раскрытие конкретики, рассказ о чем-то новом, это очень хорошо. Только постарайтесь, чтобы вас поняли.
  5. Она привлекает внимание. Для этого ей надо не быть банальной. Номер один в рейтинге банальных визуализаций занимает «домик». Фундамент, стены, крыша. Применимо к чему угодно. Знакомо? На самом деле, банальная аллегория может очень даже хорошо объяснить суть (а это номер один в нашем списке). Но, если мы хотим привлечь внимание, необходимо новое. Свежие визуализации находятся на стыке двух знаний — если вы разбираетесь в бизнесах и, одновременно, в оркестрах, вы без труда придумаете что-то интересное и конкретное. Если вы хорошо знаете строительство, то вы и в «домике» найдете новые и интересные сравнения для аллегорий. Воспользуйтесь своими знаниями в других областях.
  6. Она должна быть с юмором. Формат визуальной аллегории — не серьезный. Поэтому юмор уместен, и даже необходим. Создание аллегорий часто рождает хорошие шутки — не пренебрегайте ими, и не делайте вид, что визуальная аллегория — это очень серьезно. Потому что это не очень серьезно. Но очень эффективно.

Учителя знают, что школьники читают в «Войне и Мире» только описательные куски, а «рассуждательные» не читают. Школьники просто выбирают интересное. Не мучайте ваших слушателей, сведите рассуждения к минимуму, замените их описаниями. Абстракнтые размышления украсьте хорошими визуальными аллегориями. Будет интереснее и ярче.

Другие
посты